Софийского собора поэтапно


[Софийский собор]

К сожалению, из всего этого значительного числа зданий большинство погибло во время татаро-монгольского нашествия (Дмитровский собор), часть была разобрана в наши дни (как, например, Трехсвятительская церковь и Михайловский Златоверхий собор), а деревянные сооружения не пощадило время. Среди монументальных храмов, построенных в X-XII веках и составлявших своеобразный ансамбль в Верхнем, или Старом, Киеве, наиглавнейшим является Софийский собор (ул. Владимирская, 24). Он был начат строительством в княжение Ярослава Мудрого не раньше 1017 года и не позже 1019 года и к 1032 году был закончен, украшен мозаиками, Фресками и освящен, о чем свидетельствуют датированные надписи - граффити, сохранившиеся на стенах здания. Выбор местоположения для нового храма св. Софии был обусловлен тем, что он сооружался на месте предыдущего, в монастыре св. Софии, основанном княгиней Ольгой, прабабкой Ярослава Мудрого, в 952 году. У Титмара есть известие, что в 1018 году, когда брат Ярослава Мудрого Святополк и боровшийся за Киев вместе с ним польский король Болеслав, его тесть, подошли к городу, то "архиепископ (митрополит. - Г. Л.) торжественно встретил их у монастыря святой Софии, который в предыдущем году по несчастной случайности сгорел". Благодаря тому, что это место было самым высоким и Верхнем Киеве, а также тому, что к площади, расположенной перед ним, сходились с четырех сторон главные дороги, ведущие в город, через какие бы ворота путник ни входил в Киев, ему прежде всего была видна многокупольная громада Софийского собора.

7. Схема генерального плана Софийского заповедника:
1 - Софийский собор;
2 - колокольня;
3 - трапезная церковь (Теплая София);
4 - митрополичий дом;
5 - главные (западные) ворота (брама Заборовского);
6 - Софийская бурса;
7 - братский корпус;
8 - южная въездная башня;
9 - консистория;
10 - каменная ограда;
11 - памятник Богдану Хмельницкому

Время сооружения храма - эпоха расцвета древнерусского государства. Построенные в это время упомянутые выше памятники архитектуры в Киеве, а также в Чернигове (Спасо-Преображенский собор), Новогороде (собор св. Софии), Полоцке (собор св. Софии) и других центрах Киевского государства затмили все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не были превзойдены в последующем строительстве в период феодальной раздробленности. Среди всех этих всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает первое место по художественному совершенству, красоте, величественности и масштабам. Более того, во всей Европе той поры не было построено ничего, что могло бы сравниться с ним.

Киевская Русь в XI веке - самое крупное государство Восточной Европы. Его князья пользуются известностью во всем мире. Короли и принцы многих государств завязывают династические связи с киевским двором.

Современники и потомки отдавали дань уважения киевским князьям, строителям древнерусского государства, - Игорю, Святославу и особенно Владимиру. Гордостью за свою родину звучат слова проповеди Иллариона, сказанные им, видимо, при освящении Софийского собора. В своем Слове", вспоминая великих князей, он говорил, что они прослыли в странах многих", что княжили они "не в плохой стране, и не в неведомой земле были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли". А говоря о храме св. Софии, созданном Ярославом Мудрым, о его красоте, он не может удержаться от похвал: "церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земленем от востока до запада".

При дворе Ярослава ценили искусство и просвещение. Им была основана первая библиотека, открыты школы и начато летописание.

Расцвет искусства при Ярославе Мудром был подготовлен всем историческим развитием восточнославянских племен. При Владимире и Ярославе строится большое число городов с дворцами, церквами и оборонительными укреплениями. Летописи и былины передают нам, что деревянные храмы и терема были украшены резьбой и росписями, имели разнообразную композицию из многочисленных башен, переходов, крылец, что в древности были не только одно- и пятиглавые храмы, но и сложные, как, например, дубовая 13-главая София в Новгороде. Появление такого шедевра, как Софийский собор в Киеве, было поэтому не случайным явлением.

Древними мастерами на Руси был накоплен художественный и строительный опыт, он стал той вспаханной и подготовленной почвой, на которой появилась архитектура, корни которой тесно связаны с византийской архитектурой. Но произведения киевских зодчих настолько своеобразны, что мы с полным правом можем объединить их в круг самостоятельной школы, возникшей еще в X веке, когда строились древнейшие каменные дворцы и Десятинная церковь. Первое место среди них по праву принадлежит киевскому Софийскому собору.

В центре Верхнего города, у площади Богдана Хмельницкого, высится многоглавый собор. Даже в окружении современных больших шести- и восьмиэтажных домов мощный силуэт храма выделяется своими массами. Легко себе представить, какое впечатление производил он в древности, располагаясь на фоне низкой деревянной застройки Киева.

Здание сохранилось сравнительно полно, но в сильно измененном виде позднейшими пристройками и надстройками (ил. 8, 9). Не пострадали и его 13 древних куполов на световых барабанах. Не уцелели лишь первоначальные 12 купонов без световых барабанов над помещениями второго этажа внутренних галерей, западный вход, свод под центральным нефом и трехпролетная двухъярусная арка, замыкавшая с западной стороны пространство центрального нефа. Сейчас на соборе 19 куполов. Из них 6 появились в конце XVII века, когда собор основательно перестраивался. Тогда же были сделаны надстройки вторых этажей над внешней галереей, изменены формы 5 древних главных куполов, которым придали характерную для украинской архитектуры XVII - XVIII веков грушевидную форму. На восточном и западном фасадах собора возведены фигурные фронтоны, а окна украшены характерными для того времени наличниками, близкими наличникам московской архитектуры конца XVII пека. Не исключена возможность, что эти работы выполнялись при участии кого-либо из столичных мастеров, которые были приглашены в Киев гетманом Мазепой.

8. Софийский собор Структура внутреннего пространства. 1017/1019-1031/1032. Реконструкция
9. Софийский собор. План первого этажа

В последующие века Софийский собор уже не претерпевал каких-либо существенных изменений. В 1744-1748 годах при митрополите Рафаиле Заборовском построенные ранее фронтоны и барабан центрального купола были лишь украшены лепными орнаментами, характерными для этого времени. Во время ремонтно-восстановительных работ в 1848- 1853 годах фронтоны были сняты, а на западном фасаде (против центрального нефа) устроено большое окно. В 1953- 1954 годах во время реставрационных работ были возобновлены утраченные лепные украшения, а также позолочен центральный купол и главки остальных куполов.

Софийский собор, представляющий в плане пятинефный, крестово-купольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом аркад-галерей, был увенчан первоначально 25 куполами - из них 13-ю куполами со световыми барабанами над главным объемом. Все квадратные в плане членения на втором ярусе внутренних галерей, числом 12, были перекрыты куполами без барабанов, но прямо опирающимися на паруса, аналогично тому, как устроены купола в помещениях под хорами и в первом ярусе внутренних галирей. Такое количество куполов-верхов подтверждает "Список городам русским дальним и ближним", составленный, как думают ученые, в XV веке; ранее эти 25 куполов ошибочно относили к зданию Десятинной церкви.

Крестово-купольный тип храма был выработан византийским зодчеством; особенность его состоит в том, что основное помещение делится четырьмя опорами на три нефа в продольном и поперечном направлениях. На востоке каждый неф заканчивается полукруглым выступом-апсидой. Опорные столбы несут систему перекрытий в виде полуциркульных сводов и центрального купола, покоящегося на подпружных арках и четырех столбах. Такой храм очень прост и рационален как в объемно-пространственной организации, гак и в конструктивном отношении. Все в нем строго продумано, обусловлено и взаимосвязано. В центральной апсиде помещается престол, в северной - жертвенник (место хранения хлеба и вина для причастия), а в южной - диаконник (место хранения церковных сосудов, риз и других ценностей).

Сооружение можно увеличить в длину, прибавив еще пару столбов, и тогда получится шестистолпный храм (такой первоначально была Десятинная церковь), но его можно также увеличить и в ширину, прибавив еще по одному нефу с севера и юга, тогда получится пятинефный, крестово-купольный храм, разделенный на ряд пространственных членений 12 опорными столбами, каким является Софийский собор. Но особенность и отличие Софии Киевской от византийских храмов заключаются в наличии у нее открытых галерей и многокупольного завершения. В соборе устроены хоры, которые с севера, юга и запада охватывают его центральный подкупольный квадрат. К нему примыкают прямоугольные в плане части центрального и поперечного нефов, образуя таким образом пространственный крест, восточная ветвь которого заканчивается апсидой, а остальные - открытыми двухъярусными тройными аркадами. Ввиду того что средний неф вдвое шире боковых, главный поперечный неф (трансепт) также вдвое шире других поперечных нефов, а центральный купол значительно превосходит своими размерами остальные. Сторона подкупольного квадрата равна 7,65 м, или одной четверти стофутового сакраментального размера, - размера длинной стороны целлы Парфенона или диаметра купола Софии Константинопольской. В Софийском соборе в Киеве главный купол поднимается над перекрестием центрального нефа и трансепта выше всех других, затем ниже его следующие 4 купола возведены над помещениями между рукавами пространственного креста и, наконец, еще ниже 8 куполов располагаются вокруг предыдущих 5. Соответственно и полуциркульные своды главных продольного и поперечного нефов имеют ступенчатое понижение от центра к периферии. Такая конструкция перекрытия весьма логична и обеспечивает прочность и долговечность здания, ибо при ней тяжесть сводов и куполов переносится на опорные столбы, а ориентация полуциркульных сводов в продольном и поперечном направлениях от центра хорошо погашает распор куполов и обеспечивает статическое равновесие сооружению.

Последние исследования позволили установить, что храм Софии Киевской, в том виде как он сохранился (пятинефное ядро с внутренней двухэтажной и внешней одноэтажной галереями и двумя лестничными башнями), был осуществлен в один строительный период, а не на протяжении длительного времени (50-75 лет) с перерывами, поэтапно, как думали ранее. Замысел собора принадлежит зодчему, разработавшему его модель и осуществившему ее в натуре. Совершенно очевидно, что храм строили и украшали мастера, принимавшие участие в строительстве Десятинной церкви. В пользу этого говорит единство архитектурно-строительных приемов, а также стиля живописи Десятинной церкви и Софии Киевской.

Изучение архитектуры здания позволило установить последовательность его строительства. В первый год стены и столбы собора (без наружных галерей с аркбутанами) возвели на высоту дубовых перевязей арок первого яруса, чем обеспечивалась устойчивость столбов и стен; на второй год - весь храм до уровня хоров и аркбутаны наружных галерей. Затем, на третий год, собор поднялся на высоту перевязей арок хоров, на четвертый были возведены своды и малые купола, а на пятый - центральный купол и четыре больших. Год-два храм просыхал, и три-четыре года его расписывали. Таким образом, все строительство и украшение его интерьера фресками и мозаиками заняло девять-десять лет, в пределах 1017/19-1031/32 годов. Собор на момент окончания и освящения в 1031/32 году имел вид, который показан на реконструкции.

Эта реконструкция лишь уточняет и дополняет проект, разработанный Ю. С. Асеевым, В. Волковым и Н. И. Кресальным на основании исследований, проводимых ими в 1946-1953 гг.; уточнения и дополнения сделаны после изучения нами памятника в 1968-1978 гг. Вернуться в текст

Огромные размеры здания производили на современников неизгладимое впечатление: достаточно сказать, что его ширина равнялась 55 м, а длина (без апсид) 37 м. Реконструкция собора помогает представить его первоначальный вид в реальном окружении Киева XII-XIII веков. Если мысленно снять наслоения последующих столетий, поражает прежде всего монументальность и гармоничная композиция масс. Храм воспринимается пирамидальным сооружением. Открытые галереи облегчают массы собора и связывают его с окружающей природой, сливают с ней, делают доступным и человечным. Арки-галереи как бы приглашают войти под их сень и отдохнуть. Над этими внешними галереями расположены вторые этажи внутренних галерей с карнизным завершением, над которыми виднеются низенькие куполки, не имеющие световых барабанов. Затем его объемы ступенями нарастают и заканчиваются центральным куполом на высоком барабане (ил. 10).

10. Софийский собор. Вид с востока

В Софийском соборе крупные архитектурные массы и мелкие членения гармонично скомпонованы. Прежде всего впечатляет ясность планово-пространственной организации храма и его архитектурное решение, которое выражается в виде группировки продольных и поперечных помещений-нефов. Ритму внутренних опорных столбов на фасадах отвечают членения пилястрами. С пирамидальной композицией многокупольного венчания удивительно хорошо гармонируют возвышающиеся холмики куполов без барабанов. По оси главных продольного и поперечного нефов вздымаются тремя уступами к центральному куполу арки закомар. Ритму большого шага пилястр фасадов отвечает более дробный ритм полуколонок барабанов куполов. Архитектура храма вся построена на пропорциональных отношениях и ритмичных повторениях отдельных элементов. Обходя здание вокруг, зритель видит ритм чередующихся и сменяющих друг друга арок внешних аркад-галерей с пилястрами, отвечающими осям внутренних опорных столбов, а выше - ритм пилястр, также отвечающих внутреннему членению основного объема столбами. Ритм арок галерей повторяется в ритме арочек мелких ниш на фасадах галерей, на апсидах и барабанах куполов.

Апсиды оформлены двух- и трехуступчатыми плоскими нишами, расположенными в четыре яруса; они прежде всего подчеркивают масштабность здания, создают живописную игру света и тени (ил. 11). Особенно красиво украшена центральная апсида, грани которой декорированы изящными, стройными полуколонками, выложенными из лекального кирпича.

11. Фрагмент восточной стены Софийского собора

Северный и южный входы в Софийский собор устроены в виде тройной арки. Возможно, западный главный вход имел мраморные колонны, которые видел в 1651 году сирийский путешественник Павел Алеппский. По мнению Н. Холостенко, они были перенесены сюда из Десятинной церкви во время восстановления св. Софии в XVII веке, которое проводилось при Петре Могиле.

Стены собора, кроме того, были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и утопленных в кладку. Это чаще всего орнамент в виде меандра, как, например, на фризе барабана центрального купола, кресты различной формы, поребрик и другие мотивы на стенах внешних галерей. В декоре фасадов, в нишах, на столбах арок очень уместно и широко были применены также фресковые росписи, а в некоторых местах стен - росписи.

Фрагменты этих древних фресок и сейчас еще видны у северного и южного входов собора и в других местах. Это говорит о том, что в древности храм не имел открытой кладки, стены его были покрыты штукатуркой, на светлом фоне которой хорошо вырисовывался краснокирпичный декор. При всей строгости и четкости объемно-пространственной структуры здания в нем заметно желание мастеров несколько разнообразить в деталях отдельные фасады. Так, на северном фасаде ритм арок иной, чем на южном, различна и их форма. Если на южном они полуциркульные, то на северном 60 не только полуциркульные, но и стрельчатые, похожие на треугольные щипцовые фронтоны Софийского собора в Новгороде.

Несимметричная постановка башен была обусловлена тем, что в них размещены винтовые лестницы. Марши обеих башен начинают вращение с одной точки в пространственной ориентации и в одном направлении - по ходу часовой стрелки, иначе говоря, имеют правостороннее вращение. Через дна витка лестницы приводят на хоры. При симметричной постановке башен северная лестница выходила бы на крышу внешних галерей. А чтобы этого не случилось, нужно было бы повторить план южной башни в зеркальном отражении, но тогда пришлось бы менять направление витков лестницы - из правостороннего на левостороннее, то есть разработать еще одну модель башни. Чтобы этого не делать, зодчий оставил правостороннее вращение ступеней в южной башне, как и в северной, но передвинул ее с оси северной внешней галереи вправо и поставил против внутренней галереи. Кроме того, такой постановкой обеих башен он достигал той же цели разнообразия, что и оформляя фасады разными деталями.

Монументальной внешней архитектуре Софийского собора отвечает торжественность решения его внутреннего пространства. Ядром всей композиции собора является светлое центральное подкупольное пространство с главным куполом, покоящимся на четырех подпружных арках (ил. 14), и примыкающая с востока апсида.

14. Интерьер Софийского собора

Переступив порог св. Софии, зритель сразу попадает во власть интерьера. При входе он прежде всего видит арочные просветы внешних, а затем полутемных внутренних галерей (ил. 12). За вереницами многочисленных внутренних столбов пространство храма утопает в полумраке, но когда зритель входит в центральный неф (ил. 14), его поражает залитое ярким светом центральное подкупольное пространство, украшенное многоцветными мозаиками и фресками. Контраст между светом и тенью в интерьере собора подчеркивается наличием хор. Крестчатые столбы, поддерживающие своды под ними, создают анфиладу сумрачных ячеек, идущих в продольном и поперечном направлениях. Квадратные в плане ячейки перекрыты купольными сводами, а доли главных продольных и поперечных нефов - полуциркульныни. Таким образом, пространство собора здесь как бы зажато между массивными столбами, лишено яркого света и тонет в полумраке. Помещения на хорах, наоборот, светлы и просторны (ил. 29). Это достигается тем, что здесь четыре подкупольных пространства справа и четыре таких же слева от центрального нефа объединены в один зал с помощью остроумной конструкции, при которой подпружные арки четырех смежных куполов опираются на один пучковый столб, стоящий в центре. В этих помещениях, вероятно, происходили церемонии посажения князей на стол, приемы послов и другие важнейшие события.

12. Софийский собор. Внутренняя галерея. Поперечный неф
13. Софийский собор. Внутренняя галерея. Поперечный неф

Хоры предназначались для князя, его семьи и придворной аристократии; под ними внизу во время богослужения находился простой народ, их подданные. Таким образом, хоры ясно подчеркивали и символизировали противоположность общественного положения феодалов и народных масс.

Идейно-художественному замыслу Софийского собора подчинены его прославленные мозаики и фрески. Христианская церковь придавала огромное значение изобразительному искусству, рассматривая его как "Библию для неграмотных", поэтому росписи храма как бы раскрывали сущность христианской религии и морали. Своим авторитетом церковь освящала феодальную власть, воспитывала массы в духе покорности ей. Согласно христианской символике и догма-гам, изображения в храмах располагались в известном и весьма строгом порядке, в соответствии с небесной иерархией, которая является не чем иным, как отражением иерархии, царившей в феодальном обществе.

Мозаикой, как наиболее прочным и дорогим материалом, выполнены изображения в самых главных и важнейших местах собора - в центральной апсиде, на четырех подпружных арках центрального купола, в парусах и в центральном куполе. Также наиболее богато украшены многоцветной мозаикой и юлы средокрестия. Все остальные части храма расписаны фресками.

В центральном куполе собора помещена мозаика "Христос Вседержитель (Пантократор)", отличающаяся монументальностью и строгостью (ил. 16). Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную живописную мозаичную композицию, украшающую главную часть храма. Он очень хорош по цвету. Великолепно гармонируют между собой его светло-лиловый хитон с красной опушкой и голубой плащ с синими тенями. Ниже Христа находились четыре мозаичные фигуры архангелов. Расположенные по странам света, они символизируют силы небесные. Из четырех архангелов сохранился, и то наполовину, всего лишь один, у которого мастерски исполнен голубой хитон, расшитый золотом. Остальные три фигуры написаны масляными красками в 1885 году. Еще ниже, в двенадцати простенках барабана, были помещены мозаичные изображения апостолов в рост, распространявших учение христианства; из них уцелела наполовину только фигура апостола Павла. В парусах были размещены четыре евангелиста, из которых сохранился только евангелист Марк в юго-западном парусе. В медальонах подпружных арок представлены сорок мучеников севастийских, подвигами и смертью которых в миру утверждалось христианство (сохранилось пятнадцать медальонов).

15. Центральный купол Софийского собора
16. Христос Пантократор. Мозаика центрального купола Софийского собора

На двух столбах восточной арки перед апсидой на золотом фоне расположена композиция "Благовещение", на левом столбе помещен архангел Гавриил, а на правом - дева Мария. Архангел одет в белый хитон и в короткий плащ (ил. 23). Это одна из самых тонких по колористической гамме мозаик в храме. Хитон и плащ исполнены из кубиков с бесконечным разнообразием тональных переходов от почти белых до светлых зеленоватых и синеватых оттенков со светло-зелеными тенями. Такая светлая гамма цвета как бы подчеркивает радостную, благую весть. Богоматерь (ил. 24), наоборот, выполнена в глубокой насыщенной цветовой гамме: синие тона одежды, красная пряжа. Она стоит на подножии, в левой, приподнятой руке держит куделю красной шерсти, от которой нить проходит к красному веретену в правой руке.

23. Архангел Гавриил из "Благовещения". Мозаика левого столпа восточной арки Софийского собора
24. Богоматерь из "Благовещения". Мозаика правого столпа восточной арки Софийского собора

Над конхой центральной апсиды размещена мозаичная композиция "Деисус" - Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Христу. Их погрудные изображения даны в медальонах на золотом фоне. Особенно прекрасно и высокохудожественно исполнено лицо Богоматери (ил. 22). Бледный, слегка склоненный в сторону Христа лик с огромными печальными глазами окаймлен синим платом. Мастерство, с каким выполнена эта мозаика, не имеет себе равных в соборе. Мелкие кубики следуют за формой красивого и по-античному строгого овала лица, прямого носа и прелестных уст. Есть что-то трогательное и чарующее в облике девы Марии. Следует сказать, что образ из деисусного чина по красоте и классической строгости форм принадлежит к лучшим образам Богоматери в мировом искусстве.

22. Богоматерь из "Деисусного чина". Фрагмент мозаики над конхой центральной апсиды Софийского собора

В конхе центральной апсиды помещена мозаика "Мария-Оранта" (Богоматерь в молитвенной позе с воздетыми руками; ил. 14). Среди славян Богоматерь была самой популярной из святых. В украинском народе Богоматерь-Оранта известна под названием "Нерушимая стена", матерь-заступница за род человеческий. Несмотря на колоссальные размеры (достаточно сказать, что одна лишь голова Марии имеет высоту 0,9 м, а вся фигура около 6 м), выполнена она из мелких мозаичных кубиков тщательно и мастерски. Мария изображена в синих одеждах софийского собора поэтапно на золотом фоне. Общий декоративный строй композиции, а также ниспадающие широкие складки плаща и хитона подчеркивают величие и монументальность ее силуэта. Торжественность и праздничность образа Оранты усиливают не только крупные складки одежды и предельно лаконичный рисунок, но и особенно цвет плаща ультрамаринового тона с глубокими фиолетово-коричневыми тенями. Благодаря тому, что фигура Марии находится на вогнутой поверхности апсиды, а также тому, что отдельные кубики золотой смальты фона положены умышленно неровно, откуда бы на Богоматерь ни смотреть, всегда виден мерцающий мягкий блеск золота вокруг ее фигуры.

17. Богоматерь-Оранта. Мозаика конхи центральной апсиды Софийского собора

Под Орантой, отделенная от нее изящным мозаичным орнаментальным фризом, представлена сцена причащения апостолов - "Евхаристия" (ил. 19), а еще ниже - фигуры святителей и архидиаконов. Сцена "Евхаристии" - это композиция условного характера, воспроизводящая таинство причастия: справа (от зрителя) - вином, символизирующим кровь Христову, а слева - хлебом, символизирующим его тело. Поэтому Христос изображен в композиции дважды. Шести апостолам, подходящим к нему слева, он подает хлеб, а шести другим, приближающимся справа, - в чаше вино. Торжественность и таинство происходящего выявляются слегка склоненными фигурами апостолов, а также однообразием их симметричных поз. Монотонность нарушается только тем, что если первый апостол идет с левой ноги, то второй - с правой, третий повторяет движение первого, а четвертый - второго и так далее. Праздничность события подчеркивается гармонией светлых тонов одежд с легкими голубоватыми, розовыми, зеленоватыми и серо-коричневатыми тонами в тенях. Силуэт каждого из апостолов энергично очерчен темным контуром и усилен ритмом складок их одежд.

19. Евхаристия. Центральная и левая части композиции. Мозаика центральной апсиды Софийского собора

Восемь святителей и два архидиакона, расположенные под "Евхаристией", являются одними из самых монументальных и высокохудожественных мозаик Софийского собора. Святители стоят фронтально, что придает им импозантность. По сравнению с апостолами из "Евхаристии" им присуща большая психологическая глубина образа и более тонкая колористическая гамма.

Лицо каждого из них индивидуализировано и выразительно, моделировка отличается мягкостью и красотой. Если сравнить доброе лицо Григория Чудотворца (ил. 21) с аскетическим, суровым лицом Иоанна Златоуста (ил. 20), то видно, как глубоко раскрыта мастером психологическая индивидуальная характеристика каждого персонажа. Выразительность и колористическая красота софийских мозаик достигаются не только тем, что цветовые плоскости в композициях решены декоративно, но также и большим богатством тональных оттенков, число которых здесь достигает 177. В цветовой гамме преобладают синие, пурпурные и пепельно-серые тона. В тональных градациях поражает богатство оттенков, например, синий имеет 21, зеленый - 34, желтый - 23, коричневый - 25, красный - 19 оттенков. Это свидетельствует об изысканном вкусе художников, работавших в Киеве, об их высокой профессиональной выучке.

20. Иоанн Златоуст из "Святительского чина". Фрагменты мозаики центральной апсиды Софийского собора
21. Григорий Чудотворец из "Святительского чина". Фрагменты мозаики центральной апсиды Софийского собора

Остальные стены Софийского собора были покрыты фресками. В центральной части, в трансепте, фрески повествуют о страстях Христовых. Придел Иоакима и Анны (первый справа от центральной апсиды, диаконник) расписан сюжетными композициями из жизни Иоакима и Анны. Особенно трогательна сцена "Моление Анны о неплодстве в саду перед птичьим гнездом". Росписи Михайловского придела посвящены сценам явлений архангела Михаила и другим сюжетам. Как известно, архангел Михаил был патроном города Киева, покровителем воинских дружин и князя. В приделе Петра и Павла (первый слева от центральной апсиды, жертвенник) представлены легенды об апостолах Петре и Павле, а росписи следующего за ним Георгиевского придела посвящены великомученику Георгию, патрону Великого князя Ярослава (Георгия) Мудрого.

25. Христос Иерей. Мозаика Софийского собора
26. Неизвестная святая (София?). Фреска Георгиевского придела Софийского собора
27. Св. Ормилос (Ермилос). Фреска южной внутренней галереи Софийского собора
28. Сотник Корнелий. Фрагмент фрески Петропавловского придела Софийского собора

Стены хоров украшены ветхозаветными сюжетами - праобразами евхаристической жертвы. Как в первом регистре, так и на столбах написаны фигуры святых в рост, а в арках - погрудные, на красном или синем фоне, заключенные в нарисованные коричневые рамы, видимо, имитирующие иконы, которые обычно развешиваются на стенах церквей. Во всех куполах на хорах и под хорами написаны монограммы Христа и архангелы в медальонах, а в парусах - евангелисты и апостолы из числа 70. В компартиментах храма ближе к центральному куполу преобладают изображения мужчин, на периферии - женщин.

30. Архангел. Фреска купола на хорах Софийского собора

Как видим, система мозаичной и фресковой росписи призвана была запечатлеть в умах людей в самой императивной форме, в образах искусства, главную идею - идею защиты Руси Вседержителем, который с вершины купола глядит "на люди своя", и Богоматерью, "покровительницею града Киева" и всего государства. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с "церковью земной". Эта мысль красной нитью проходит в "Слове о законе и благодати" Иллариона, где он говорит: "И донели же стоит мир, не наведи на нас напасти искушения, ни предай нас в руки чужих, да не прозовется град твой, град пленен, и стадо твое пришельцы в земли не своей". В воплощении этой идеи архитектура, мозаики и фрески Софийского собора выступают в органическом единстве.

18. Пророк Аарон. Мозаика алтарной арки Софийского собора

Среди росписей св. Софии особенной славой пользовались портреты членов семьи Ярослава Мудрого; но, к несчастью, не все они дошли до нас, а уцелевшая часть испорчена переделками и реставрациями позднейших времен до неузнаваемости. Кроме того, западная стена собора в XVII веке рухнула и о ее росписи можно судить лишь по зарисовкам художника Вестерфельда (1651). Изображения семьи Ярослава находились в центральном нефе собора. Они располагались, вероятно, так: на южной стене нефа - сыновья, на северной - дочери, а против алтаря - в центре - Христос на троне, возле которого с юга - князь Владимир, а с севера- княгиня Ольга, а дальше, соответственно, Ярослав и Ирина.

Большой интерес представляют фрески лестничных башен, ведущих на хоры, выполненные не на религиозные, а на светские темы. В южной башне написаны ипподром, где в ложах можно видеть князя, публику и судей, сюжет ловли диких коней, вертеп (кукольный театр), а также сцены игр и забав: тут и борцы, и скоморохи (ил. 31), и танцоры, и дудочники, и органист, играющий на органе, и прислужники, раздувающие мехи. В северной башне особенно хороша сцена охоты на медведя (ил. 32), очень интересны изображения музыкантов (ил. 33), ряженых, а также композиция, где представлен выход княжны из дворца.

31. Ряженые (сцены забавы). Фреска северной лестничной башни Софийского собора
32. Охота на медведя. Фреска северной лестничной башни Софийского собора
33. Музыкант. Фрагмент фрески северной лестничной башни Софийского собора

Богатство мозаик и фресок Софийского собора дополнялось мозаичными украшениями пола, лестниц на хоры, а также резьбой по мрамору, шиферу, дорогими тканями и драгоценной церковной утварью.

Существовавшая изначально мраморная предалтарная преграда была по высоте равна украшению центральной апсиды политиеи - мозаичным набором из разноцветных мраморов и смальт, - и вместе они составляли единую композицию. В интерколумниях преграды находились огромные иконы наместных и особо чтимых икон, а на антаблементе - небольшие праздничные иконы.

29. Хоры Софийского собора

Мозаичные полы были только в главной части храма: в подкупольном квадрате, в центральной апсиде, в северной и южной ветвях трансепта, в западной ветви главного нефа, а также в жертвеннике (в приделе Петра и Павла) и в диаконнике (в приделе Иоакима и Анны). В подкупольном квадрате в центре пола был изображен омфалий - круг, окаймленный несколькими полосами мозаичного набора геометрического рисунка. Пол центральной апсиды был украшен мозаикой, состоящей из прихотливого сочетания больших ромбов, кайма которых на стыках образовывала в переплетении круги. Пол северной ветви трансепта представлял собой изысканную композицию из 12 больших кругов, сочетающихся в сложном плетении с 17 меньшими, расположенными между ними. Пол южной ветви имел в центре большой прямоугольник с ковровым рисунком, обведенный 14 квадратами, образованными причудливым плетением. В западной ветви главного продольного нефа древний пол не сохранился. Несмотря на различие композиций рисунка полов в разных частях средокрестия, их объединяет единый принцип коврового построения и яркий, свежий колорит блестящих смальт красных, синих, зеленых, желтых цветов и разноцветных мраморов, создававших необыкновенно насыщенный красочный узор. Подступеньки лестниц на хоры также были украшены мозаикой геометрического "гофрированного" орнамента, аналогичного орнаментам вокруг окон центральной апсиды.

Мозаичная панель синтрона, спинка митрополичьего кресла, мраморная предалтарная преграда с ее иконами в интерколумниях и на антаблементе с беломраморной резьбой составляли также единую композицию с находящимися выше мозаиками и фресками. Их членение и ритм были взаимно увязаны и согласованы.

Поразительное идейно-смысловое, архитектурно-художественное и декоративное единство храма св. Софии в Киеве лишний раз подтверждает, что он был построен, украшен мозаиками и расписан фресками как бы "на одном дыхании", одной артелью строителей, художников и декораторов и в один период времени. Из произведений позднейших эпох в Софии Киевской заслуживают внимания фрагменты росписей конца XVII века, например "Чудо архангела Михаила" в Михайловском приделе. Они выполнены в реалистической манере и интересны своими подробными бытовыми деталями, пейзажем, а также изображением церкви в стиле украинского барокко. Их исполнили художники софийской иконописной мастерской. Одним из руководителей ее в 1760-1770-х годах был иеромонах Самуил. Он был исключительно талантливым живописцем, его кисти принадлежит портрет князя Дмитрия Долгорукого, находящийся ныне в Музее украинского искусства в Киеве. В 20-летнем возрасте князь Долгорукий влюбился в бедную и неродовитую девушку. Его родственники, ведущие свою родословную от дома Рюрика, воспротивились этому браку. Князь потерял душевное равновесие и был отдан в монастырь, где через 10 лет умер. Художник скупо и предельно выразительно передает трагедию человека. На портрете написан молодой человек, павший духом и обреченный на гибель. На некогда прекрасном лице лежит печать неизлечимого недуга. Приопущенные веки прикрывают скорбный взгляд, а нежные белые руки и лицо в контрасте с черной монашеской одеждой усиливают глубину психологической характеристики образа юноши. Глубиной раскрытия душевного интимного мира человека, трагическим пафосом, искренней человечностью работа Самуила выделяется среди подобного рода произведений XVIII века.

Во время реставрации собора при митрополите Рафаиле Заборовском в 1744-1748 годах в нем вместо старого иконостаса XVII века был сделан новый резной позолоченный иконостас (ил. 35). Резьба его пышная, сочные листья аканта, различные цветы, розетки и картуши образуют золотое кружево, в котором, как в оправе, выделяются иконы реалистического письма.

34. Фрагмент иконостаса Софийского собора. 1744-1748
35. Двери притвора Софийского собора. Чеканка по металлу. Конец XVIII в.

В строгой манере исполнены ведущие из притвора в храм кованые двери с чеканными позолоченными рельефами, а также орнаментами, основным мотивом которых является античный классический акант, весьма вольно стилизованный (ил. 35).

Несмотря на то. что в период феодальной раздробленности XII-XIII веков единое Киевское государство распалось на ряд крупных и мелких княжеств со своими центрами и Киев перестал играть роль столицы государства, все же он долгое время сохраняет за собой первенство в области культуры и искусства. В нем продолжают возводиться монументальные каменные храмы, хотя ни своими масштабами, ни богатством украшений они не могут идти ни в какое сравнение с сооружениями эпохи Ярослава.

Для периода феодальной раздробленности характерен рост влияния церкви на все стороны общественной жизни. Монастыри начинают играть заметную идеологическую и политическую роль. Князья стараются привлечь на свою сторону и использовать влияние церкви в своих династических интересах. Поэтому они жертвуют большие деньги и богатые земельные угодья для своих "отчих", то есть фамильных, монастырей. Собор "отчей" обители начинает служить в то же время и фамильной усыпальницей князей.

Основанный в середине XI века сыном Ярослава Мудрого Изяславом-Дмитрием "отчий" Дмитриевский монастырь является наиболее характерным примером. В 1060-х годах на его территории на средства Изяслава был сооружен Дмитриевский собор, при сыновьях Изяслава - Ярополке-Петре и Святополке-Михаиле - церковь св. Петра (1070-е гг.) и Михайловский Златоверхий собор (1108-1113). Первые два храма полностью были разрушены, видимо, еще во второй половине XIII века.


Источник: http://www.alyoshin.ru/Files/publika/logvin_kyiv/logvin_kyiv_05.html


Закрыть ... [X]

Как рисовать Мифических существ? Поэтапные уроки рисования - Числа связанные с числом 20



Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно Софийского собора поэтапно